• Личный кабинет
    Информация
    • Группа: Гости
    • Баланс: ₽0
    Магазин

    Используйте аккаунты из социальных сетей для быстрого входа на сайт:

  • 0 товаров
    Сумма: 0
    Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » 2023 » Сентябрь » 17

Инструменты психолога. Алгоритм работы детского психолога с родительской гиперопекой

  • 17.09.2023
  • 598 Просмотров

Суть гиперопеки заключается в сверхтревожности родителей, которые переносят ее на самого, по их мнению, беззащитного человека своего окружения — на своего ребенка. Они стремятся оградить ребенка от неудач и ошибок, пытаются предугадывать его желания и создать максимально безопасные условия жизни. И вот, естественная забота о детском благополучии перерастает в опасное и вредное явление, которое губит самооценку ребенка, его самостоятельность и стремление к сепарации. 

Как распознать семью с гиперопекой?

Выявить гиперопекающих родителей можно через проективные методики и рисуночные тесты. Одна из самых популярных рисуночных методик в репертуаре детского психолога — «Рисунок семьи». Она проста, доступна для понимания детей даже младшего дошкольного возраста, но при этом позволяет получить богатый материал для дальнейшей работы с маленьким клиентом и его родителями. Кроме того, рисование способствует снятию напряжения у ребенка и воспринимается им как игра. 

Признаками слишком тесной, «удушающей» связи с родителями может стать наличие на рисунке таких элементов, как связанные узлами руки родителей и детей, веревки и ремни, которые соединяют родителей и детей, слишком крепкие объятия, сросшиеся фигуры членов семьи. Имеет значение и размер фигур. Если есть избыточная опека, ребенок может нарисовать себя очень маленьким по сравнению с большими родителями.

В дальнейшем общении будут проявляться косвенные признаки гиперопеки. Например, родители могут говорить о ребенке, используя местоимение «мы» («мы записались на танцы», «мы получили пятерку»), вмешиваться в творческий и игровой процесс ребенка, отвечать за него, когда психолог задает ребенку вопрос.

Как работать с гиперопекающими родителями?

В работе с родителями первая задача специалиста — психообразование. Необходимо рассказать родителям о типах воспитания и влиянии их на ребенка. Чаще всего взрослые с трудом признают за собой гиперопеку, но если это удалось, первый шаг на пути к решению проблемы пройден. Знание проявлений гиперопеки поможет родителям лучше отслеживать в своем поведении действия излишней опеки и избавляться от них.

В беседах с родителями важно подчеркнуть, что гиперопека возникла не от желания навредить ребенку (родители могут тревожиться, что их обвинят в этом, и из-за этого не признавать проблему). Психологу следует проявить сострадание и признать, что ему понятно стремление родителей контролировать жизнь ребенка из страха перед возможной опасностью и из желания оградить его от беды. Особенно есть ребенок единственный, поздний, долгожданный. 

Однако проявлением истинной любви к ребенку будет воспитание в нем сильной и самостоятельной личности. Для этого придется ослабить контроль, признать его право на ошибку. Это будет непросто, но важно мотивировать родителей на работу над этим.

Специалисту необходимо «подсветить» гиперопекающему родителю следующие моменты:

  • Ребенок должен пройти определенный путь из проб и ошибок и «набить свои шишки», чтобы набраться достаточно опыта для самостоятельной жизни в будущем. Пока этот путь не пройден, ребенку будет невозможно сепарироваться и начать жить собственную жизнь.
  • У ребенка должно быть личное пространство как в физическом, так и в эмоциональном плане. Например, если ребенок что-то не любит, не нужно переубеждать его в этом или пытаться «заставить» полюбить. Нельзя выбрасывать или дарить его вещи без его разрешения. Родитель должен помнить, что ребенок — это отдельный человек со своими желаниями и правами. 
  • Снижать контроль и давать самостоятельность необходимо постепенно. Ребенок должен учиться сам принимать решения. Можно начать с мелочей: позволить ему выбрать, что надеть на прогулку, что есть за обедом, в какую игру играть.
  • Нельзя препятствовать общению ребенка со сверстниками и стараться за него «разрулить» проблемные ситуации. Ребенок должен научиться самостоятельно решать конфликты, находить компромиссы. 
  • Важно обратить внимание на манеру общения родителя и ребенка. Излишнее сюсюканье так же плохо, как и приказной тон. Родителю следует отслеживать свои интонации и придерживаться нейтрального тона, общаться с ребенком с позиции взрослого: доброжелательно, уверенно, тепло. Нельзя унижать ребенка, даже если он серьезно провинился. Оценивать необходимо действие, а не личность.

Также важно обратить внимание на то, что стоит за желанием родителя излишне опекать ребенка. Это могут быть родительские страхи, повышенная тревожность, установки из детства или нежелание столкнуться с собственными процессами.

Как работать с детьми?

У детей необходимо убирать тревожность, страхи, неуверенность. Важно работать с эмоциональным фоном, устранять неверные поведенческие и мыслительные паттерны, взращивать уверенность в себе и самостоятельность.

Наилучшим выбором будут методы игротерапии. Во время направленной игры ребенок выходит из привычных шаблонов зависимости и примеряет на себя новые роли, пробует новые игровые действия и модели поведения. Другими словами, в игре происходит постепенная отработка и закрепление адекватного способа действия и построения равноправных отношений. Такая игра благотворно влияет на осознание своего Я, укрепляет уверенность в себе, дает опору на собственные силы, развивает воображение, мышление и речь.
 
Эффективными в работе с гиперопекаемыми детьми показали себя сказкотерапия, музыкотерапия, драматерапия, телесная терапия и психогимнастика. 

Чрезмерно опекаемый ребенок не умеет самостоятельно принимать решения, у него нет опыта самостоятельного преодоления трудностей, в нестандартных ситуациях он надеется на подсказку взрослого и ощущает свою беспомощность. Поэтому необходимо создавать «ситуации успеха», чтобы укреплять детскую веру в себя и ощущение собственной силы. Причем важно, чтобы над этим работал не только психолог в рамках терапевтической сессии, но и родители — в повседневной жизни.

Работа с гиперопекой в семье — это комплексный, многоступенчатый процесс, в который должны быть включены все члены семьи. Психологу следует формировать у ребенка чувство успешности и собственной силы и параллельно работать с родительской тревожностью и страхами.

Мария Помозова