• Личный кабинет
    Информация
    • Группа: Гости
    • Баланс: ₽0
    Магазин

    Используйте аккаунты из социальных сетей для быстрого входа на сайт:

  • 0 товаров
    Сумма: 0
    Ваша корзина пуста
Меню
Назад » » 2018 » Июнь » 13

В поисках смысла

Ф. Ницше: “Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое «как»”

Вопрос о смысле бытия – одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья, благополучия, продолжении своего рода. Во враждебной среде жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.

Смысл происходящего иногда заключается в самых простых вещах, а иногда человек его находит в очень высоких материях. Все зависит от того, какой человек перед нами, что для него лично является наиболее важным.

Утрата смысла жизни характеризуется такими переживаниями, как зависть, скука, раздражение, уныние, одиночество, зачастую приводит к различным видам зависимостей, к депрессиям, болезням и к суицидам.

Жизнь физическая, материальная – бессмысленна, если не одухотворена. Статистика суицидов среди обеспеченных людей прекрасно это иллюстрирует.

Ощущение смысла жизни укрепляет душевное здоровье. А понимание того, зачем с тобой случилась та или иная ситуация дает неведомые доселе силы, чтобы все пережить и сделать правильные выводы на будущее.

Важно: Зачем, а не Почему. Вопрос «Зачем?» содержит в себе гораздо больший потенциал для конструктивного развития. Люди же чаще всего задаются вопросами «Почему?» и «За что?». Эти вопросы обостряют чувство вины, часто иррациональной, и тревожность. Ответы на такие вопросы дают пищу для ума, но обычно не приносят эмоционального облегчения.

Взглянув на ситуацию по-другому, можно увидеть в ней новые грани и обнаружить в ней пользу и смысл. К примеру, НЛП широко использует в своей практике рефрейминг – это "смена рамки" при взгляде на тревожную ситуацию, предложение другого способа осмысления происходящего. Задача переосмысления в стиле рефрейминга – найти более оптимальный взгляд на событие.

Изменив угол зрения на ситуацию, можно изменить и саму ситуацию. К любому событию можно отнестись как к проблеме или как к наказанию, а можно – как к задаче, полезному опыту. Каждая проблема содержит в себе новые возможности.

Метафорические ассоциативные карты Philosophy (Философия) созданы для такого рода запросов. Колода «копает» очень глубоко. Изображения карт спокойные, в них нет яркой динамики, суеты и спешки. Нет однозначно позитивных или  негативных карт. Колода хорошо подходит для вдумчивой беседы с бессознательным, для спокойного размышления над смыслами происходящего как внутри себя, так и в окружающем мире. Помогает обрести в итоге внутреннюю мудрость, осознать, что на самом деле важно, а что – нет, и раскрыть в себе новые творческие ресурсы.

Техника «В поисках смысла»

Карты тянем в закрытую, вскрываем по очереди и подробно обсуждаем возникшие мысли и эмоции.

1.    Что данная ситуация мне помогла понять о себе, о мире, о других людях?
2.    Что мне дала эта ситуация? Какой скрытый потенциал она высвободила?
3.    Какой полезный опыт я вынесла из этой ситуации?
4.    Совет. На что нужно обратить внимание сейчас?

Пример из практики

Клиентка пережила тяжелое расставание с мужчиной, она считает, что ее предали, вонзили нож в самое сердце, тогда как она доверяла ему полностью. И теперь она не может понять: За что с ней так поступили? Ее преследует ощущение глобальной несправедливости произошедшего.

Клиентка в закрытую вытащила карты на 4 позиции расклада (см. иллюстрацию):

расклад метафорические карты
 
Далее со слов клиентки:

«Что я смогла понять с помощью этой ситуации? Я вижу маленькую девочку, которая стоит перед высокой лестницей. Видимо, она хочет взобраться по ней к солнцу. А в руках у девочки лунный серп... Я выбрала не того мужчину. Вот как эта девочка хочет заменить солнце на луну, так и я хотела сделать невозможное. Тот человек не мог стать таким, каким я хотела его видеть. Да и лестница слишком высокая… Я выбрала неверное направление, я вкладывала свои силы не туда. Получается, с самого начала, мне это было не по силам. Я такая маленькая, а он такой далекий, так высоко…

Что мне дала ситуация? Дверь в новый светлый мир. Я как будто вырываюсь из душной темной пещеры, где я заблудилась. Там было темно и сыро, а снаружи – солнце и море. Пора выходить на свет. Я последнее время действительно себя чувствовала в тех отношениях, как заблудившаяся девочка. Мне было плохо и непонятно, что происходит, и почему это происходит именно со мной. Кажется, эта девочка, уходя, оглядывается, всматривается вглубь пещеры. Нельзя забывать то, что со мной было, чтобы больше не повторять ошибок. С собой нужно забрать накопленный опыт, пусть даже такой болезненный.

Какой же опыт я вынесла для себя? Девушке без лица некая рука протягивает что-то типа маски. Это поиск самой себя. Когда полностью растворяешься в другом человеке, начинаешь ему полностью доверять, ты теряешь саму себя. Нужно найти свое лицо, свой собственный стержень и больше никогда не терять.

Совет для меня. Девушка нерешительно смотрит на волшебную лампу. Она должна ее протереть, но если потереть лампу, то появится джин и исполнит твои желания. Она как будто не решается это сделать. Я здесь вижу совет для себя не бояться своих желаний. А чтобы они исполнились, нужно просто «потереть лампу», разрешить себе больше. Нет ничего невозможного, достаточно просто захотеть!»

Использована колода: Philosophy (Философия).

В соответствии с этикой психотерапии реальные случаи публикуются с согласия клиента, диалоги и монологи сокращаются до минимума, некоторые обстоятельства реальной ситуации изменяются.

(с) Ирина Федорова

 
 
Никто не решился оставить свой комментарий.
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.
avatar