- 5 Загрузок
- 87 Просмотров
Инструкция к набору карт «Эмоции и состояния»
Колода, ориентированная на исследование внутреннего мира, уникальной картины чувств и эмоций, а также на развитие интуиции и фантазии.
Купить метафорические карты «Эмоции и состояния» в магазине вы можете по ссылке.
Цифровая версия.
Интерактивные значения карт в вашем смартфоне!
1. Откройте ссылку Приложения Значений "MAK.arcanes" (на Айфоне ссылку открывать через Safari). Ссылку вы найдете в комплекте карт, которые вы купили.
2. Установите приложение на Рабочий стол смартфона по нижеприведенной инструкции, чтобы всегда иметь доступ к Приложению.
Как установить приложение на iOS (Safari):
1. Нажмите на кнопку «Поделиться» — это квадрат со стрелкой, направленной вверх, расположенный в нижней части экрана.
2. Выберите опцию «На экран «Домой» в появившемся меню.
3. Нажмите «Добавить» в правом верхнем углу экрана, чтобы завершить установку.
Иконка установленного веб-приложения появится на главном экране, и вы сможете использовать его как обычное приложение.
Как установить приложение на Android:
1. Найдите меню браузера — нажмите на значок с тремя вертикальными точками в правом верхнем углу.
2. Выберите опцию для установки: это может быть «Добавить на главный экран» или «Установить приложение».
3. Подтвердите установку в появившемся всплывающем окне, нажав кнопку «Добавить» или «Установить».
Иконка установленного веб-приложения появится на вашем рабочем столе или в меню приложений.
Как пользоваться Приложением Значений карт:
- Запустите приложение "MAK.arcanes".
- Выберите нужную колоду из списка.
- Наведите камеру смартфона на выпавшую карту.
- Изучите описание карты и отметьте то, что подходит лично вам.
Эмоции и состояния человека
Современный человек по мнению психологов мало разбирается в собственных чувствах и чувствах других людей. Не умеют правильно определять и проявлять свои эмоции. И эта ситуация будет усугубляться ввиду всеобщей компьютеризации.
Становится важным сейчас учить детей и подростков распознавать и проживать свои истинные эмоций.
Эмоции есть у всех теплокровных животных, так как это способ поддержания жизненного процесса в оптимальных границах и сохранения вида.
Эмоция – это особый класс психических явлений, которые протекают в форме переживаний, отражают отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению его актуальных потребностей. Эмоция находит свое отражение в мимике, интонациях голоса, двигательных реакциях, физиологических явлениях (пот, дрожь, повышение пульса и давления и проч.). Она в краткие сроки охватывает весь организм и подчиняет себе все его функции.
Есть эмоции, которые повышают активность и дают прилив сил, а есть эмоции, которые приводят к упадку сил и апатии (стенические и астенические эмоции).
Часто люди испытывают противоположные эмоции в один период времени (например, страшно интересно).
Проживание эмоций тесно связано с мимикой человека. Наиболее часто проживаемая эмоция в течение жизни в старости навечно отпечатывается на лице. Отсюда пошла народная мудрость о том, что к старости мы имеем такое лицо, какое мы заслужили.
Также справедлива и обратная связь – если мы примем позу и выражение лица грустного человека, то нам сразу же станет действительно грустно.
Выражение и восприятие эмоций напрямую зависит от культуры общества, где проживает индивидуум, а также от исторического периода.
Эмоции возникают при рассогласовании между жизненной потребностью и возможностью ее удовлетворения. Информированность индивида о том, что происходит, меняет эмоциональный настрой и поведение. В случае отсутствия информации у человека возникают негативные эмоции, и чем дольше нет информации, тем глубже и сильнее становятся отрицательные переживания.
Классификация эмоциональных состояний:
1. Аффекты (максимальная эмоциональная реакция на раздражитель, которая отключает сознание и подключает дополнительные возможности организма).
2. Эмоции (кратковременная реакция на стимул, реальный или воображаемый).
3. Чувства (имеет направление и в прошлое, и в будущее).
4. Настроения (устойчивое, довольно слабо выраженное переживание, которое охватывает поведение и деятельность человека в течение длительного времени).
5. Стресс (комплексная реакция, которая вызывает нарушения в физиологических, ментальных процессах и характеризуется необычным поведением человека).
К базовым эмоциям относятся: радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд и вина. Базовые эмоции способны формировать тип характера, телосложения, походки и т.п.
Чувства – это наиболее устойчивые переживания человека, которые возникают при удовлетворении или неудовлетворении социальных потребностей. Например, гордость, любовь, ненависть и т.п. Чувства осознанны, опредмечены и обобщены.
Моральные (нравственные) чувства – переживание человеком его отношения к другим людям, обществу, правилам и нормам. Возникают при сравнении действительности с общественными нормами после их принятия. Положительные моральные чувства: доброжелательность, нежность, симпатия, дружба, коллективизм, патриотизм, долг, товарищество. Отрицательные: индивидуализм, эгоизм, вражда, зависть, ненависть, злорадство.
Интеллектуальные чувства – это чувства, связанные с познавательной деятельностью, регулируют интеллектуальную активность личности. Это такие чувства, как: интерес, удовлетворение, любовь к истине, сомнение, удивление, юмор.
Эстетические чувства – это окраска ощущений, которые характеризуют наше отношение к отдельным качествам предмета. Переживание прекрасного, уродливого или трагического.
Практические чувства связаны с деятельностью человека. То есть это удовлетворение, творческий подъем, увлеченность, досада.
Отдельно выделяют страсть – это доминирующее чувство, которое захватывает человека и полностью им управляет.
Нарушения эмоций и чувств
К патологическим свойствам личности человека относят аффективные свойства:
• аффективная возбудимость (раздражительность),
• аффективная слабость (чрезмерная эмоциональная восприимчивость, чувствительность),
• аффективная вязкость (склонность к застреванию в неприятных переживаниях),
• аффективная истощаемость (яркие проявления эмоций и последующая апатия).
Эмоциональные особенности:
• эмоциональная возбудимость (готовность эмоционально реагировать),
• эмоциональная глубина (интенсивность, но поверхностность эмоций),
• эмоциональная устойчивость (слабая впечатлительность, отсутствие реакций на эмотивные раздражители),
• эмоциональная экспрессивность (выраженность эмоций через внешние проявления),
• эмоциональный тон восприятия жизни и ожидания будущего (оптимизм и пессимизм).
Эмоциональная депривация приводит к тому, что человек может делать больно другим, потому что не понимает, что они при этом чувствуют.
Если эмоции длительное время не реализуются, то они приводят к разрушительным последствиям для психики и организма человека. Если человек контактирует со своими чувствами и эмоциями, это его защищает.
Начнем с того, что эмоции и чувства не должны оцениваться и классифицироваться по типу: можно/нельзя. Не бывает плохих или хороших эмоций. Они возникают помимо нашего сознания и желания и требуют принятия и проживания.
Выражать эмоции каким-либо образом вовсе не обязательно, это все социально обусловленные нормы. Для проживания эмоции достаточно позволить ей быть. Например, если вы разозлились, признайтесь в этом хотя бы себе: «Да, я сейчас очень зол». Выражение этой злости вовне – вторично, зависит от обстоятельств и личностных предпочтений.
Люди часто путают внешнее поведение с эмоцией. Если человек выражает агрессию, вовсе не обязательно это свидетельствует о переживании им злости, чаще всего, за этим кроется страх. За добродушием может скрываться тревога и т.п.
Контакт со своими переживаниями и чувствами способен привести к внутренней трансформации человека. Вспомните себя до того, как вы испытали любовь и после. В отличие от чувств, проживание эмоций мало способно изменить личность человека.
Как работать с метафорическими картами
Метафорические ассоциативные карты (МАК) – это проективная психологическая методика. Каждый человек, глядя на картинку, видит что-то свое. Чувства и мысли, которые возникают у одного человека при взгляде на карту, могут кардинально отличаться от впечатлений другого. Метафорические карты не имеют четких привязанных значений и смыслов, как это бывает с инструментами для гадания.
Метафорические карты используются психологами и коучами во время консультаций, в психотерапевтических группах, трансформационных настольных играх и самостоятельно для самопознания и коррекции психологического состояния. МАК-карты также могут помочь советом или подсказать качества, ресурсы, внешние или внутренние силы, которые человек может использовать себе во благо.
Основные правила работы с МАК
Метафорические ассоциативные карты способны на многое: поддержать вас в трудную минуту, направить на верный путь, помочь разобраться в себе. В процессе любых занятий с метафорическими картами вы узнаете очень многое о себе, о мире и о других людях. Наши техники помогут вам в этом!
Для начала необходимо обозначить тему для работы, актуальную ситуацию или проблему. После того как вы выбрали расклад, на каждую позицию нужно достать по одной карте. Если у вас возникают дополнительные вопросы, то можно добавлять еще карты к той, которая уже лежит в раскладе.
Карты можно доставать в открытую, когда человек видит картинки и выбирает их осознанно, или в закрытую, когда карты перевернуты рубашками вверх.
В каких случаях нужно доставать карты в открытую, а в каких – в закрытую? Если карта была вытянута в открытую, то мы можем увидеть осознанный образ, прописанную в голове личную историю. Если же мы достаем карту в закрытую, то мы можем увидеть то, в чем сам человек не отдает себе отчет и, возможно, хотел бы скрыть даже от самого себя. Результат может быть неожиданным, но информативным.
Каким образом доставать ту или иную карту, решаете вы сами в зависимости от своих задач. Иногда человек сильно волнуется или демонстрирует настолько явное сопротивление («Это точно не про меня!»), что лучше работать с картами в открытую. Это снижает уровень тревоги.
Как работать с картой? Картинка, которая лежит перед вами, содержит в себе множество посланий, которые отражают подсознательные страхи, стремления и ценности. Рассказ о том, что мы видим на карте и что по этому поводу чувствуем, порой сам по себе обладает терапевтическим эффектом. Новые акценты помогут увидеть проблему с другой точки зрения, заметить то, что до этого было сложно увидеть. Таким образом, каждая карта может принести вам множество новых мыслей, инсайтов, озарений.
Во время работы запрос может корректироваться. Например, могут возникать новые вопросы или необходимость посмотреть варианты развития событий. В таких случаях можно и нужно доставать новые карты.
В работе с метафорическими картами очень важно уметь правильно задавать вопросы клиенту или самому себе, если вы работаете самостоятельно. Правильно поставленные вопросы помогут человеку распознать свои смутные ощущения, разобраться в происходящем и сделать выводы.
Вопросы к абстрактным картам:
1. Что вы видите на этой карте? Может быть, какие-то образы, символы или очертания фигур?
2. Что вы чувствуете, глядя на карту? Какие мысли, эмоции или воспоминания возникают?
3. Что на карте привлекает ваше внимание? Почему?
4. Что на карте не нравится? Почему?
5. Видите ли вы себя или свое состояние на этой картинке? Отражает ли картинка ваши эмоции или чувства?
6. Как дальше будут развиваться события на картинке? Как будут меняться цвета или ритм со временем?
7. Что эта карта говорит о вас? О вашей ситуации?
8. Какие выводы вы можете для себя сделать?
Важно! Подсказывать тому, кто делает расклад, отвечать на вопросы за него и тем более спорить с ним нельзя. Каждый из нас имеет свою картину мира. Важно и верно только то, что человек видит сам.
Ответы на вопросы нужно проговаривать вслух как можно более подробно. В деталях часто многое скрывается, что сразу не бросается в глаза.
Если вы работаете самостоятельно, рекомендация проговаривать все вслух так же актуальна. Для некоторых может быть удобно записывать ход своих мыслей на бумагу или в текстовый файл. Проговаривая или записывая, вы сможете извлечь максимальное количество полезной информации.
Особенности колоды "Эмоции и состояния"
Колода содержит 100 карт с абстрактными изображениями чувств, эмоций и состояний, выполненными в различных художественных техниках.
В работе с абстрактными картинками нет никаких правил и ограничений. Каждый здесь увидит что-то свое. Чувства, мысли и эмоции обычно возникают спонтанно при взгляде на картинку. Каждая карта помогает разыграться фантазии, обостряет интуицию и тонкое чувствование. Из каждого изображения можно извлечь некий символ, метафору, какой-то ассоциативный ряд. Отсутствие каких-то конкретных образов позволяет полностью отдаться подсознательным течениям, отключив на время сознание. Главное здесь – доверять самому себе и быть искренним и открытым новому эмоциональному опыту.
Также колоду можно использовать в качестве Оракула. На каждой карте написано название эмоции или состояния. И для каждой карты в Руководстве прописаны примерные значения. Но ориентироваться нужно в первую очередь на свои мысли и ощущения.
Например, карта «Вина» может означать реальную или иррациональную вину, обвинения со стороны, некий проступок и даже кармическое воздаяние. И любая другая карта может показать много нюансов разных значений. И никто, кроме вас самих, не знает, что означает та или иная карта лично для вас.
Техники и упражнения
Выбор
Подобным образом можно проводить диагностику возможных последствий сделанного выбора или принятого решения.
1. Запишите на листе несколько вариантов выбора, который стоит сейчас перед вами. Можно к этому списку добавить еще один вариант «Что-то еще» или «Ни один из предложенных».
2. Для каждого из вариантов вытяните из колоды вслепую по одной карте. Разложите их на столе и окиньте взглядом ваш расклад. Какие карты вам нравятся, а какие вызывают беспокойство или отторжение? Каким образом эти карты могут охарактеризовать каждый вариант?
Обращайте внимание на эмоции, которые возникают у вас при взгляде на картинки. В этом и есть ключ к принятию верного решения.
Что я чувствую?
К сожалению, мы далеко не всегда можем определить, какие эмоции мы на самом деле испытываем. И выразить эти эмоции правильно также бывает затруднительно. Зачастую под злостью скрывается обида, а под ненавистью любовь…
К тому же, мы редко испытываем по отношению к кому-то или к какой-то ситуации одно ярко выраженное чувство. Как правило, можно говорить о целом коктейле разный чувств и эмоций, осознаваемых и не очень. Зависть может идти под ручку с радостью, а счастье может быть переплетено с грустью.
1. Определитесь с запросом, обозначьте ситуацию, которая вас интересует. Вытяните вслепую из колоды 3 карты. Допустим, первая карта будет означать ваше наиболее яркое чувство, а остальные карты – сопутствующие ему состояния и ощущения.
2. Посмотрите на выпавшие карты. О чем вам говорит каждая карта? Как то или иное чувство проявляется в вашем поведении, физическом состоянии? Как это влияет на ваше настроение?
Все ли состояния, которые описывают карты, дополняют друг друга? Или же вы видите противоположные друг другу чувства и эмоции? Как вы думаете, с чем это может быть связано? Как это влияет на ситуацию и ваше самоощущение?
Есть ли такие послания карт, с которыми вы не согласны? Почему? А если бы это было правдой, то как бы это выглядело? И что бы вы тогда с этим делали?
Эмоциональный ландшафт
1. Сформулируйте запрос о своем эмоциональном состоянии или внутренней ситуации.
2. Вытяните карты по одной на каждую позицию:
«Мое фоновое состояние, базовое чувство».
«Видимая эмоция. То, что осознается и проявляется внешне».
«Глубинное чувство, скрытые переживания».
«Внутренний конфликт или точка роста».
«Потенциал гармонизации. Направление для восстановления баланса».
3. Интерпретация строится на сочетании визуальных характеристик карт, интуитивного отклика и прописанных значений для карт.
Перекресток
Анализ текущей ситуации, скрытых факторов и поиск оптимального пути решения.
1. Сформулируйте конкретную проблему или затруднение.
Вытяните карты по одной на каждую позицию:
«Суть ситуации, ядро происходящего».
«Внешние влияния, факторы давления или поддержки извне».
«Внутреннее состояние, истинные переживания».
«Глубинная причина сложившейся ситуации».
«Точка выбора, ключевое решение или действие».
«Скрытый ресурс, неиспользованные возможности».
«Направление для выхода из ситуации».
2. Проанализируйте выпавшие карты. Особое внимание уделите взаимосвязям между позициями, образующими путь решения.
Описание карт
Подробное описание карт вы найдете в скачанном Руководстве.
Автор и оформитель: психолог Ирина Федорова.
Присоединяйтесь к каналу Ирины Федоровой в Telegram или ВКонтакте.
- Онлайн-платформа MACROOM для работы с цифровыми картами.
- Приложение "МАК расклады" для смартфона и планшета (Android и iOS).
- Telegram-Бот. Онлайн-расклады на любом устройстве.
ОНЛАЙН-КУРС "Метафорические карты для начинающих", обучение на платформе Getcourse.ru.
