• Личный кабинет
    Информация
    • Группа: Гости
    • Баланс: ₽0
    Магазин

    Используйте аккаунты из социальных сетей для быстрого входа на сайт:

  • 0 товаров
    Сумма: 0
    Ваша корзина пуста
Меню
Назад » 2023 » Октябрь » 17

Инструменты психолога. Рисованный апперцептивный тест (РАТ) как инструмент для диагностики подростков.

  • 17.10.2023
  • 1666 Просмотров

С диагностикой подростков у психолога нередко возникает затруднение. Такие клиенты часто бывают закрыты (многие попадают на консультацию не по своей воле), с трудом идут на контакт, не желают говорить о собственных чувствах. С помощью Рисованного апперцептивного теста (РАТ), разработанного психологом Людмилой Собчик, можно заглянуть во внутренний мир подростка, проявить его глубинные переживания и внутриличностные конфликты, понять, как они влияют на мотивацию, поведение, реакции подростка.

Тест был создан на основе Тематического апперцептивного теста Г. Мюррея, но занимает меньше времени и более прост в применении. Он включает в себя восемь изображений, на которых схематично представлены сценки с 1-3 человечками. По картинке невозможно определить их пол, возраст или социальный статус, однако поза и жесты довольно красноречивы и позволяют поразмышлять об отношениях и чувствах героев.

Использовать РАТ рекомендовано в работе со взрослыми, семьями, подростками старше 12 лет. С детьми младшего возраста использовать тест не стоит. Он применим как для индивидуальной диагностики, так и для диагностики в группе (например, в школьном классе).

РАТ относится к проективным методикам, а значит, предполагается, что на изображения подросток неосознанно проецирует личные переживания и смыслы. Таким образом, описанные им интерпретации позволят специалисту отследить внутриличностные и межличностные конфликты и сформулировать гипотезы о состоянии своего клиента.


 Как проводить диагностику?

 

Клиенту предлагаются распечатанные листы с изображениями в порядке нумерации и дается инструкция: поочередно рассмотреть картинки и описать каждый изображенный эпизод. Необходимо ответить на вопросы:

  • Что происходит на рисунке?
  • Кто эти люди?
  • В каком они состоянии, что чувствуют?
  • Что привело к этой ситуации и какой у нее исход?

При этом специалист должен подчеркнуть, что опираться нужно на собственную фантазию, мировоззрение и жизненный опыт, а не на художественные истории из книг и фильмов.

Каждому участнику (если тест проводится в группе) выдается двойной тетрадный лист, и специалист просит составить короткий рассказ для каждого изображения. Ограничений по времени нет, но психолог может аккуратно поторапливать испытуемых.

Письменное проведение теста позволяет проанализировать почерк ребенка, язык общения, словарный запас. Если же тест проводится в устной форме, специалисту следует записывать (на бумагу или на диктофон) фразы подростка, его слова и яркие сравнения — все то, что характеризует его личностные особенности.

Анализ результатов

При обработке результатов психолог должен обращать внимание на следующие моменты:

  • Какому участнику уделяется больше внимания в рассказе?
  • Чьи мысли и чувства описывает подросток?
  • Наделяет ли он какого-то из персонажей именем, «своими» словами, особыми характеристиками?
  • В рассказе о каком персонаже он использует больше ярких сравнений и эмоционально заряженных слов?
  • О ком он пишет в первую очередь?

Эти наблюдения могут дать представление о том, на какого героя ребенок проецирует собственные переживания, с кем ассоциирует себя.

Если работа проходит в устной форме, важно наблюдать за мимикой и жестикуляцией подростка во время рассказа. Какие моменты вызывают у него наиболее яркий телесный отклик?

Если в рассказах присутствует много негатива, можно предположить пессимистический настрой подростка. Если есть незаконченность, возможно, он не очень уверен в себе и собственном будущем. Если в рассказе много ярких слов и восклицательных знаков, скорее всего, подросток вспыльчив, импульсивен.

Тема смерти и болезни, отмеченная в нескольких рассказах одновременно, свидетельствует о личностной дезинтеграции, возможной склонности к суицидальным мыслям. О дезинтеграции говорит и двойственность в оценке действий персонажей, стереотипность суждений, отсутствие логической последовательности в сюжете.

Часто за описанием внешних событий кроется внутриличностный конфликт.
 

Интерпретация рисунков

Картинки №1 и 6. В этих изображениях поднимается тема власти, подчинения, унижения, выявляется «позиция жертвы», а также доминантная позиция. В картинке №6 часто скрывается некая ситуация несправедливости, которую ребенок остро проживает, но не видит способов повлиять на нее.

Картинки №2, 5 и 7. Эти ситуации иллюстрируют межличностные конфликты (школьные или семейные), в которых присутствует третий человек (наблюдатель).  Картинка №2 чаще воспринимается эмоционально нестабильными подростками, которые быстро «вспыхивают» и импульсивны в споре. Картинка №5 хоть и похожа по сюжету, больше напоминает дискуссию, интеллектуальный спор. Картинка №7 иллюстрирует ситуацию острого конфликта (хотя некоторые подростки говорят, что видят в ней танец). Также эти картинки могут выявить внутрисемейные проблемы, связанные с конфликтом между родителями, — тогда подросток ассоциирует себя с фигурой наблюдателя.

Картинки №3, 4, 8. Если наибольший эмоциональный отклик вызывают эти изображения, можно предположить проблемы в сфере личных, любовных или дружеских отношений. Так, картинка №8 может свидетельствовать о любовной драме в жизни подростка, когда объект привязанности отвергает («убегает») ухаживания, или выявить ситуацию «сталкинга», когда подросток сам подвергается настойчивым ухаживаниям. Впрочем, это лишь одна из версий.

 

Данный тест позволяет психологу наметить направления для работы и сформулировать гипотезы, которые требуют проверки в беседе с подростком, его родителями, учителями.