- 08.11.2023
- 6922 Просмотра
В современном мире запрос на поиск своего «предназначения» – любимого дела – стал как никогда актуальным. Клиенты разных возрастов, проживающие разные жизненные этапы, задаются вопросами: чем я хочу заниматься? Что получится у меня лучше всего? Как я могу быть максимально полезным людям? На что я хочу тратить дни своей жизни? Какое дело будет приносить мне удовольствие и деньги?
Одно верно практически для всех, кто задается вопросом о предназначении: определенная пустота в части идентичности, которую хочется скорее заполнить ясным и коротким ответом. Давайте посмотрим на один из вариантов работы с темой предназначения на примере сессии с клиенткой Алисой.
Клиент:
Алиса (имя изменено), 46 лет, не замужем. Работает маркетологом в компании. Работу не любит, давно думает о том, чтобы уйти работать на себя, но не знает какую сферу выбрать. В маркетинге оставаться не хотела бы.
Практически всегда, когда есть запрос на предназначение, мы можем наблюдать кризис идентичности. В случае Алисы, верхний слой кризиса состоит в том, что то, как она себя определяет в профессиональном плане (маркетолог)и то, что она знает и умеет делать, не соответствуют больше ее самоидентификации, тому, кем она себя ощущает.
Для работы берем любую универсальную колоду – в нашем случае, колоду Универсум. Работам с клиентом в закрытую.
Карта 1: Кто я сейчас?
Часто поиск ответа на вопрос «В чем мое предназначение?» является попыткой заполнить определенную образовавшуюся пустоту в идентичности, связанную с вопросом «Кто я?».
Первым вопросом мы приглашаем клиента исследовать свое восприятие самого себя на текущий момент. Для того, чтобы погрузиться глубже осознаваемого уровня самовосприятия, мы работаем в закрытую.
Алиса вытягивает удивительно глубокую карту, которая напоминает ей саму себя маленькую. Вопрос «В чем мое предназначение?» можно раскрыть как «Для чего я предназначен?», и расширить до «Кто я?».
Он возникает чаще всего у тех, кто теряет контакт со своей Самостью или Внутренним Ребенком. Когда требования и руководства извне затмевают собственные ощущения – происходит слияние со средой. Ребенок или взрослый человек теряет способность идентифицировать свои желания и потребности.
Карта 2: Какую пустоту я стараюсь заполнить?
Мы просим клиентку вытащить вторую карту, также в закрытую. Предлагаем ей озвучить свои эмоции, чувства, ассоциации и провести связь с темой поиска своего предназначения.
К этому вопросу, скорее всего, мы будем возвращаться и в дальнейшем в течение нескольких сессий. Он помогает нам узнать, что в картине мира клиента заменяет то самое «предназначение» – какую функцию оно выполняет. В случае с Алисой возникает экзистенциальный вопрос о существовании. Также можем предположить глубинный страх смерти, заставляющий искать способ оставить след после себя.
Карты 3-4-5: в чем мои смыслы (3 карты)
Вопрос, который имеет множество трактовок: предлагаем клиенту самостоятельно определить то, как он понимает слово «смысл». Алиса выбирает трактовку «смысл = ценностные опоры». Этим вопросом мы предлагаем клиенту установить контакт с самим собой – Самостью.
Карты 6-7-8: что у меня хорошо получается?
Переходим от глубинных осознаний в прикладное поле. Мы просим Алису выбрать, не глядя, три карты, которые бы отвечали на вопрос – «Что у меня хорошо получается?». Специально работаем в закрытую: чаще всего, у сознания уже готов ответ, на основе предыдущего профессионального опыта. Наша задача – расширить зону осознаваемого, включив в него новые элементы.
Карты 9 – 10 – 11: что бы я могла делать?
Предлагаем клиентке выбрать 3-5 направлений деятельности, в которых она могла бы и хотела бы себя попробовать. После этого мы обращаемся к колоде «Я чувствую» и предлагаем Алисе выбрать образ себя в каждой из определенных сфер. Работаем в открытую.
При описании карты просим Алису прислушаться к ощущениям в теле: какие чувства внутри? Помогаем клиентке вернуться к своему Id, отделив ее собственные чувства и желания от того, что много лет накладывалось извне.
Алиса ранее не задумывалась о возможности попробовать себя в сфере дизайна интерьера. По ее словам, в этой карте для нее находится больше всего энергии. Она соединила свои смыслы и способности и допустила возможность пойти учиться, чтобы освоить эту профессию.
Карта 12: что поддержит ваше намерение двигаться вперед?
В завершении сессии мы предлагаем клиентке выбрать карту – ресурс из колоды «Точка опоры». Что поддержит ее намерение двигаться вперед, делать первые шаги и развивать себя в выбранном направлении? Карту предлагаем выбрать в закрытую.
По словам Алисы, эта карта сама по себе является символом – поддержкой. Стремление, дерзание – пробовать, даже если поначалу будет получаться коряво, не мастерски. Кто не пробует взлететь – не научиться летать.
Поиск предназначения – прекрасная, глубокая тема для терапевтической работе. Она открывает множество других сфер для исследования в жизни клиента. Так, в случае с Алисой, мы продолжили работу, изучая ее отношение к конечности жизни, исследуя ее чувства в отношении желания и невозможности иметь детей, обращаясь к различным частям ее идентичности. А после этой сессии клиентка получила осознание новой возможности и смелость пробовать себя в ней.
Ольга Бакасова
Психолог, Гештальт-терапевт