- 0 Загрузок
- 114 Просмотров
- Обсудить
- Добавлено: 18.04.2025 в 13:06
- Категория: Инструкции
- Добавил: elleirina
- Email автора: info-mak@arcanes.ru
Перед началом игры мы рекомендуем ознакомиться с этой информацией, чтобы убедиться в том, что вы понимаете основные принципы развития речи маленьких детей. Это поможет вам избежать распространённых ошибок и эффективно применять наши игры на практике.
Мы постарались собрать здесь всё самое главное, описать сложные феномены простыми словами, дабы вам было проще играть с детьми.
Важно понимать, что развитие малыша — это большой труд, который в конечном итоге вознаграждается как вашей радостью, так и ликованием ребёнка, который овладел новыми навыками.
Желаем вам сил и терпения в этом непростом и в то же время великом пути!
Содержание:
Как правильно разговаривать с малышом
Развитие речи
10 месяцев – это условная отметка, когда у детей происходит так называемый «речевой старт». Именно в этом возрасте малыш произносит свое первое «мама» и «папа». Это очень эмоциональный момент. Родитель не может не радоваться речевым успехам своего ребёнка. Ведь теперь малыш слушает взрослых, начинает улавливать смысл их фраз. Поэтому очень важно говорить с маленькими детьми.
Развитие речи в 10 месяцев
В 1 год ребёнок может говорить разные слова, пусть и звучат они не совсем разборчиво. Это простые слова, состоящие из пары слогов: «баба», «деда», «няма» и т.д. Родители, услышав то, как говорит ребёнок, могут подумать: «Надо говорить с ним на его языке». И начинают повторять за малышом каждую «няму», «бо-бо» или «бяку». Взрослые так делают, потому что им кажется, что ребенок понимает только примитивный язык. Но ребёнок не иностранец! Давайте разберём ситуацию, когда взрослые не учат детей правильной речи.
Существует два вида словарного запаса
- Активный словарный запас — это все слова, которые ребёнок говорит;
- Пассивный словарный запас — это слова, которые ребёнок понимает. Как правило, он их не произносит.
Ближе к двум годам дети должны говорить до 100 слов. Но при этом они должны знать до 1000 слов! То есть их пассивный словарный запас больше активного в 10 раз. Теперь представьте, что будет, если родитель общался с ребёнком только примитивными «гули-гули» и «уа-уа». В пассивном словаре не окажется нужных слов. А это приведет к задержке речевого развития.
В будущем пассивный словарный запас станет активным. Это значит, что ещё до трёх лет ребёнку нужно узнать много красивых фраз русского языка. Здесь нужно думать наперед: «Сегодня малыш откладывает слова на самый верх шкафа. Но завтра он подрастет и дотянется до верхней полки, сможет сам использовать то, что запомнил».
Речь взрослого и речь ребёнка
Можно сказать, что родитель должен грамотно говорить. Должен произносить чётко и ясно всё, что услышит ребёнок. Не стоит удивляться, если малыш долгое время называет кашу и молоко «няма». Возможно, другого названия он никогда не слышал?
Также важно помнить, что мы требуем грамотной речи от взрослых, а не от детей. До трёх лет человек только учится — ему свойственно говорить с ошибками. А взрослым — нет. У многих родителей почему-то наоборот: они всё время поправляют детей, когда те неразборчиво говорят слоги. Но эти же родители потом сами говорят ребёнку непонятные слова. Такие действия ухудшают развитие речи.
Развитие речи ребёнка
Как проверить речевое развитие?
В 1 год нужно проверять ребёнка на понимание фраз, а не на их произношение. Возьмите несколько игрушек и положите перед малышом. Попросите показать медведя. Затем спросите, где лежит кукла. И так несколько раз. В норме годовалые дети правильно показывают 3 из 4 игрушек. То же самое следует повторить с предметами одежды.
Затем можно усложнить задачу. Пусть малыш положит куклу спать в кроватку. «Дай мишке погремушку», «Положи куклу в кроватку», — вот что можно сказать. Если ребёнок правильно выполнил просьбу в 3-х из 4-х случаев, значит, он понимает речь взрослых. Пассивный запас у него хороший.
Как правильно разговаривать с малышом
С ребёнком нужно разговаривать простыми и понятными словами. Это могут быть уменьшительно-ласкательные формы: «мячик», «верёвочка», «мишка», «ложечка», «доченька» и т.д. Но это не должны быть выдуманные слова по типу «дём» («пойдём») или «но-но» («лошадь»). Предметы нужно называть своими именами!
Не путать со звуками животных и предметов окружения. Изучать, как мычит корова или гудит машина, полезно. Ведь так ребенок отрабатывает произношение слогов и начинает потихоньку понимать, как устроен мир. Здесь он не коверкает слова. При этом ребёнок должен знать, что машина — это «машина», а не «бибика». Поначалу он может называть ее бибика, потому что она издает звук «Би-бип!» Но вам все же лучше называть её машиной. «Как сигналит машина? "Би-бип!"»
Так ребёнок скорее научится говорить правильно, ведь у него рядом всегда будет живой пример для подражания.
Нормы речевого развития
Поговорим о нормах развития речи малышей до 3-х лет. На каждом возрастном этапе мы фиксируем, как ребёнок произносит слова и звуки. Это так называемые формы речи, которые в идеале должны соответствовать определённым нормам.
Не стоит воспринимать цифры слишком строго и сразу бить тревогу. Практика показывает, что речевые нормы детей в разное время сдвигаются то в сторону младшего, то в сторону старшего возраста. Однако на данный момент детские психологи сходятся на перечисленных в таблице нормах.
Формы речи ребёнка в зависимости от возраста
до 3-х месяцев | до 6 месяцев | с 6 месяцев | с 9 месяцев |
Гуление | Лепет | Слоги | Слова |
Сколько слов должен знать ребёнок в зависимости от возраста
10 месяцев | 1,5 года | 1 год 9 месяцев | 2 года |
10 слов | 30-40 слов | 100 слов | 150-200 слов |
Первая речь ребёнка — внешняя. Она подразумевает то, что все свои идеи, мысли, намерения и вычисления дети производят изначально вслух, а уже потом начинают «говорить про себя». Таким образом, мы приходим к тому, что сначала ребёнок учится говорить, считать и читать вслух, потому что по-другому он не умеет.
Ошибочно полагать, что молчаливый ребёнок — очень хитрый и внимательный, и он просто не испытывает необходимости говорить. Если маленький ребёнок не говорит, то мы сталкиваемся с опасностью того, что он и не думает! То есть, развивая речь у детей, мы развиваем его мышление — это очень важно, согласитесь?
Из-за специфики работы детского организма играть с ребёнком нужно так, чтобы он мог и посмотреть на предмет, и потрогать, и пошевелить ручками, ножками, попрыгать, так как малышу необходимо двигаться. Из-за этой особенности не следует уделять время только развитию речи, или координации, или мышлению — всё должно быстро сменять друг друга. В развивающей игре с маленькими детьми важно своевременно переключаться с одного занятия на другое.
3 месяца
Где-то в 3 месяца ребёнок начинает издавать звуки в виде гуления. Это протяжные певучие звуки, часто состоящие из гласных, таких как: «а», «у», «ы» и согласных: «к», «г», «м», «н». Эта стадия — доречевая, то есть она ещё не подчинена сознанию, но отражает потребности и эмоции ребёнка. Ребёнок продолжает гулить примерно до 5-7 первых месяцев жизни.
7 месяцев
В 7 месяцев ребёнок начинает улавливать смыслы некоторых простых слов (например, «пока-пока», «привет»). В это же время он способен отвечать на эти высказывания простыми жестами по типу махания руками, мимикой (улыбнуться или нахмуриться в ответ) и с помощью так называемого детского лепета.
Как мы видим, ребёнок начинает свой путь общения ещё до того, как у него оформлены чёткие, ясные и полноценные инструменты говорения, и очень много информации он передаёт через движения телом. Это связано с тем, что в данном возрасте (до 1 года) у ребёнка преобладает наглядно-действенное мышление. «Наглядное» означает визуальное восприятие (то, с каким выражением лица вы разговариваете, как двигаете телом в этот момент), а «действенное» подразумевает, что вы это всё применяете в практике, то есть ребёнку важно повторять эти движения.
У детей на этой стадии ещё не получается превращать действия в образы, то есть продумывать их в уме — ему важно оттачивать будущие мысленные действия во внешнем мире с помощью своего тела. Поэтому на развитии речи у ребёнка положительно сказывается использование жестов и мимики вместе с использованием слов.
Разумеется, не стоит забывать о том, что мы должны показывать ребёнку полный спектр эмоций, а преобладать должны позитивные проявления (улыбка, смех, спокойная, добрая или радостная интонация голоса).
Когда вы машете и улыбаетесь годовалому ребёнку, вы говорите на понятном ему языке. Когда вы в этот же момент говорите ему: «Привет!» — вы обучаете его языку взрослых. Если использовать только язык, понятный детям, или только язык взрослых, у ребёнка могут начаться проблемы с пониманием речи, что также может привести к задержке развития, даже если к проблемам с речью не относятся никакие генетические предрасположенности.
Вывод: нужно комбинировать жестикуляцию и мимику с грамотными словами.
10 месяцев
С 10 месяцев ребёнок подаёт взрослому игрушку по просьбе. 10 месяцев — это условная норма, которая называется «речевым стартом». Речевой старт знаменует начало развития непосредственно речи (когда ребёнок начинает говорить первые слова). Это очень эмоциональный момент для нас, родителей, ведь впервые малыш говорит слова «мама» и «папа». Таким образом к 1 году ребёнок научается говорить первые слова. Есть даже конкретный набор этих слов — речевая «десятка».
Речевая десятка: Мама, Папа, Баба, Ляля, Дядя, Дай, Ам-ам, Ав-ав, На, Ням-ням.
1 год
Как проверить речевое развитие годовалого ребёнка? Речевым развитием ребёнка без задержки считается такое, при котором он способен по просьбе выполнить определённые действия. Обычно для этой проверки используют знакомые малышу игрушки и предметы одежды. Нужно попросить малыша показать на них.
Успешной проверку на развитие можно считать, если ребёнок:
- Показывает 3 из 4-х игрушек;
- Показывает 3 из 4-х предметов одежды;
- Правильно демонстрирует 3 из 4-х действий с игрушкой («Положи куколку спать», «Дай мишке погремушку» и т.д.).
1 год 3 месяца
В возрасте 1 года и 3 месяцев ребёнок часто замолкает. Теперь ему важно слушать, что говорят окружающие, потому что он начинает улавливать связи между тем, что происходит в жизни, и тем, что говорят взрослые. Чтобы развитие речи успешно продолжалось, на данном этапе родители могут озвучивать свои намерения. Например: «Я иду заправлять кроватку, кладу игрушки на одеяло», «Я иду в магазин, куплю молоко, хлеб, игрушку, потом мы покачаемся на качельке», «Мы сели за столик — сейчас будем кушать кашу, а вот ложечка для каши».
Если вы когда-нибудь видели, как работает логопед или детский психолог с самыми маленькими детьми, то наверняка замечали, что специалист, как правило, не использует детские слова по типу «ням-ням», «гули-гули», а разговаривает с ребёнком простыми, но полноценными словами с привычным взрослому смыслом.
Здесь очень тонкая грань: с одной стороны, мы говорим с детьми просто, но с другой стороны — не поощряем выдуманные слова, а подаём детям правильный пример. Можно даже сказать, что для правильного развития речи вашего ребёнка вы и сами должны уметь говорить с точки зрения норм языка и речи.
Внимание! Это не является требованием к ребёнку. Ребёнок, в отличие от вас, будет разговаривать звуками и слогами, и его речь в норме должна формироваться до 2-3-х лет. Детская речь поначалу должна быть простой и сводиться к звукам и имитации слов, а ваша — нет.
Наша книга — для детей, поэтому в ней много звуков по типу «мяу», «топ» и т.д., то есть для самых маленьких. На основе этих звуков ребёнок будет оттачивать своё умение произносить буквы и слоги (как говорится, нужно начать с малого). При этом важно, чтобы ребёнок слышал и более сложную речь взрослых. Главное, чтобы вы не требовали от ребёнка сложных речевых конструкций. Пусть ваша грамотная взрослая речь станет примером того, как ваш малыш станет разговаривать в будущем.
1 год 9 месяцев
В 1 год и 9 месяцев ребёнок начинает понимать намного больше слов, чем говорит (понимает до 1000 слов, говорит примерно 100 слов). На этом этапе ребёнок должен улавливать связи слов и понимать, что делает герой рассказа, и кто такой герой рассказа. Здесь ещё нет фразовой речи, то есть сам ребёнок не должен в 1 год и 9 месяцев самостоятельно строить фразы, но он вполне хорошо справляется с задачей, когда нужно ответить на вопросы по типу: «Кто лежит в кроватке?», «Где лежит кукла?». Ответы здесь состоят из одного слова и пары слогов, и это нормально.
Также словарный запас ребёнка делится на две категории: активные слова и пассивные. Активные слова — это все, что ребёнок не только понимает, но и использует в своей речи. При этом куда больше слов ребёнок знает и понимает, но сам их, как правило, не называет. Это пассивные слова.
Поэтому ещё раз важно отметить, что мы не должны стесняться говорить с детьми. Не стоит называть ребёнку только те слова, которые он проговаривает сам, ошибочно полагая, что всё остальное он не понимает. Ребёнок на данной стадии развития будет понимать вашу речь, пусть и сам он не будет повторять её в том же сложном виде. Именно в пассивный словарный запас поначалу попадает большинство слов, которые в дальнейшем войдут в обиход ребёнка.
2 года
В этом возрасте ребёнок говорит уже короткими предложениями. Не стоит ожидать сразу чётких и грамотно оформленных фраз. Для этого возраста совершенно нормально, что дети говорят: «Мама дём», «Хотю мутика». Обычно эти предложения понятны родителям, хоть во фразах видны явные нарушения в создании и понимании предложений. Это первые попытки ребёнка заговорить конструкциями! Важно, что речь становится связанной, и теперь звуки выстраиваются не в одно слово, а слова начинают составлять отдельные фразы и даже целые коротенькие предложения.
Когда ребёнок уверенно овладеет фразовой речью, ему возможно потребуется помощь взрослого, который будет акцентировать речь малыша. Чтобы дальнейшее развитие протекало успешно, следует давать обратную связь ребёнку, рассказывать, как правильно говорить ту фразу, которую он произносит. Это позволит ребёнку выражаться всё яснее и яснее, чтобы, наконец, его смогли понимать все взрослые без исключения.
3 года
В этом возрасте ребёнок без задержки в развитии говорит понятным языком, строит предложения правильно, верно понимает смысл фраз.
На первый взгляд эта норма может показаться завышенной, ведь практика показывает, что многие малыши по достижению трёхлетнего возраста все ещё произносят слова нечётко и мало говорят.
На помощь приходит множество развивающих игр, в том числе от нашего Издательства!
Похожие материалы
Будьте первым, поделитесь мнением с остальными.